Страница логопеда

Вас приветствуют учителя-логопеды

Матюхина Оксана Юрьевна и Бельских Виктория Павловна

Советы логопеда

Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребёнка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворёнными самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть всё его дальнейшее развитие. По мере овладению речью формируются психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребёнка, формированию его личностных качеств. Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребёнок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник – это уже серьёзная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжёлого характера. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи – дисграфии. Таким детям необходима срочная помощь логопеда. А поскольку нарушения чтения и письма – вторичные аффективные наслоения, то следует искать первопричину.

В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить для родителей памяткой. От 1,5 до 3 мес.- «гуление», когда малыш издаёт звуки: а-а-а, гууу-гуу. От 6 до 9 мес. – «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба, па-па-па, м-ма-ма. От 9 мес. до 1 года – первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав. От 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. – первые предложения: «Ляля бух!», «Мама, дай!». С 1 года 9 мес. до 2 лет – период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. От 2 до 3 лет ребёнок практически усваивает грамматический строй родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи. Итак, к 4-5 годам ребёнок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука ( р, л, с, щ ), то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да ещё запас слов крайне мал, это уже серьёзно, и следует немедленно обратиться к логопеду. Что могло стать причиной нарушения речи? Причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжёлых заболеваний ребёнка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей – алкоголь и наркотики – уж они-то бьют по ребёнку без промаха ещё до его появления на свет. Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма: ребёнку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе. Что же можно посоветовать? Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребёнка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребёнка – «сюсюкать» с ним. Тем самым Вы лишаете ребёнка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведёт к тому, что у ребёнка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искажённое произношение. Речь ребёнка - важная черта его личности. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной.

Первые шаги в освоении письма

В школе, на первом этапе обучения, многие дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Всё это говорит о том, что графический навык у ребёнка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, мышления, памяти, пространственных представлений.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Подготовительную работу следует начинать в 3-4 года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребёнка к успехам.

Приложите усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими. Не надо вкладывать в неуклюжую и ещё слабую руку ребёнка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение. Слабую руку ребёнка – дошкольника можно и необходимо развивать. Это первейшая забота родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу.

Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами

Как помочь ребенку заговорить

Для родителей будущих первоклассников

Для родителей младшей группы

Для родителей средних групп

Консультация для родителей Развиваем руки

Развиваем детский словарь

Формирование артикуляционной моторики